Проблемы успеваемости при переходе из начальной  в среднюю школу принято связывать с трудностями социальной адаптации детей и с подростковым кризисом, вызванным половым созреванием. Действительно, резкое изменение условий обучения, разнообразие и качественное усложнение требований, предъявляемых к школьнику разными учителями, смена позиций «старшего» в начальной школе и «самого маленького» в средней является серьезным испытанием для психики ученика. Социально-психологическая дезадаптация наступает после того, как ученик окончательно перестает понимать что-либо на большинстве уроков,  то есть когда у него нарушается учебная деятельность. Основными причинами нарушения учебной деятельности оказываются недостатки и дисгармоничность развития интеллекта учащихся, в особенности высших форм мышления, а также неполноценность школьных навыков, которые должны быть сформированы еще в начальных классах.

Проблемы нарушения адаптации учащихся вызывает горячий интерес исследователей в различных областях научного знания. Современные знания о причинах тех или иных отклонений в поведении личности позволяют утверждать, что мы имеем дело с чрезвычайно сложной формой социального поведения, обусловленного системой взаимосвязанных факторов. Термином «школьная дезадаптация» фактически определяются любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения. Школьная дезадаптация – состояние, вызванное хронической эмоциональной напряженностью и выражающееся во временном снижении практически всех психических функций по причине накопления физиологического нервного истощения,  проявляющего в виде нарушений учебной деятельности, поведения, конфликтных отношений с одноклассниками и взрослыми, повышенного уровня тревожности, нарушений личностного развития. Можно однозначно сказать, что пусковым моментом этого процесса является резкое изменение условий привычной жизненной среды, наличия стойкой психотравмирующей ситуации - от легкой тревоги и неуверенности в себе до невыносимых эффектов беспомощности, страха, отчаяния, требующих серьезных изменений в характере мышления и поведения ребенка.

Можно выделить несколько основных  форм школьной дезадаптации.

     Первая форма- несформированность элементов и навыков учебной деятельности. Причинами несформированности учебной деятельности могут быть как индивидуальные особенности интеллектуального развития ребенка, так и педагогическая запущенность, невнимательное отношение родителей и учителей к тому, как дети овладевают приемами  учебной деятельности. Поэтому, помогая школьнику в учебе, важно обратить внимание на то, чтобы он досконально понял даже мельчайшие детали выполнения «трудного задания»

Вторая форма обусловлена несформированнностью или искажением мотивации учебной деятельности, когда в системе мотивов ученика доминируют внешкольные ориентации. Внешние симптомы отсутствия учебной мотивации - недисциплинированность, отставание в учебе, невнимательность, безответственность, но, как правило, на фоне констатируемого достаточно  высокого уровня познавательных способностей.

Третья форма связана с неспособностью к произвольной регуляции поведения. Причину этого отсутствия первичных нарушений чаще всего ищут в особенностях семейного воспитания: это либо гиперпротекция (вседозволенность, отсутствие ограничений и норм), либо доминирующая гиперпротекция (полный контроль за действиями ребенка со стороны взрослых),  безразличие к проблемам ребенка - экономическое положение семьи на фоне роста бытовых запросов подростка.

    Четвертая форма связана с неумением приспособиться к темпу школьной жизни. Чаще всего это бывает у детей с минимальной мозговой дисфункцией, у соматически ослабленных детей. Причина тому может лежать в особенностях семейного воспитания, в «тепличных» условиях жизни ребенка.

Выделяют основные реакции  дезадаптации.

  • Расстройство адаптации с депрессивным настроением. Основными проявлениями являются депрессивное настроение, страх, безнадежность. Всемирная организация здравоохранения утверждает, что в списке болезней депрессия к 2020 году выйдет на первое место в мире, далеко опередив инфекционные и сердечно - сосудистые заболевания.
  • Расстройство адаптации с тревожным настроением. Характерная особенность тревожных состояний – четко выраженное переживание тревоги, которая может быть либо генерализованной, либо связанной с каким-либо предметом, мыслью или действием.
  • Расстройство приспособления со смешанными эмоциональными чертами. Основными проявлениями расстройства приспособления являются комбинация тревоги и депрессии или других эмоций.
  • Расстройство адаптации с нарушением поведения. Основным проявлением является поведение, при котором учащийся посягает на права других или нарушает принятые в обществе норы, в том числе и возрастные.

Главными особенностями проявления дезадаптации являются: тяжелый стресс, препятствующий любому виду работы или учебы, проявляющийся в тревожности во время экзаменов или при проведении каких-либо тестов, трудности в концентрации внимания в процессе работы, избегание учебы с утратой социального контроля. В то же время нарушение адаптации может проявиться в нарушении сна, тревоге, депрессии, импульсивном поведении, дезорганизации дневного распорядка, расстройстве аппетита, злоупотреблении наркотиками, алкоголем или табаком, одиночестве.

       В образовательном учреждении  сегодня обязательно должен осуществляться комплекс мер, направленных на предупреждение и ограничение причин нарушения адаптации учащихся. Это должны быть, во-первых, психолого-педагогические меры по гармонизации образовательной среды. В частности, ранняя и последующая своевременная диагностика факторов риска, возникающая при обучении начиная  с  учреждений дошкольного образования. Во-вторых, это реабилитационные меры в отношении детей, имеющих пограничные нервно-психические расстройства и асоциальные формы поведения. В-третьих, это меры медико-психологической реабилитации, которые должны выполнять медицинские работники с участием психологов. Задача  специалистов – провести диагностическое обследование и уточнить  характер, структуру и  нозологическую принадлежность вышеописанных расстройств, выявить причины школьной дезадаптации.  При психологической  коррекции школьной дезадаптации применяются  индивидуальные и  групповые формы работы с психологом: беседы, консультации, тренинги. Эта работа направлена на стабилизацию эмоциональной сферы ребенка со школьной дезадаптацией,  снижению тревожности, развитие  волевой регуляциии коммуникативных навыков. На занятиях с детьми  используют  разнообразные виды психокоррекции: игровая терапия, сказкотерапия, арт - терапия, методы психодрамы, аутотренинга, релаксации, приемы когнитивно-поведенческо й психотерапии. При школьной дезадаптации практикуется семейное консультирование целью коррекции и оптимизации детско-родительских отношений.