Памятка для родителей первоклассников

 

Ваш ребенок пошел в первый класс. Кроме ярких и положительных эмоций, у ребенка могут возникнуть определенные трудности и даже стресс. 

Сейчас проходит период адаптации к школе. В целом он длится от 2-х до 6 месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей вашего ребенка. 

Чтобы уменьшить кризисный период этого возраста можно сделать следующее: 

- Чаще общаться со своим ребенком. Для него это сейчас особенно важно. 

- Вовлекайте его в совместную с вами деятельность - посильные домашние дела, поделки, совместные игры и т.п. 

- Ребенку необходимо видеть, что вы получаете удовольствие от общения с ним. 

- Вспомните свои детские годы. Поделитесь с ним собственным опытом, как в затруднительных ситуациях общения вы находили выход. 

- Создайте простое, но удобное, комфортное место для выполнения ребенком уроков. 

- Приучайте ребенка к выполнению уроков в определенное время. Это поможет в дальнейшем быстрее адаптироваться и сохранить здоровье. 

- Помогайте первокласснику в выполнении домашних заданий: система обучения в начальных классах гимназии предполагает выполнение заданий совместно с родителями. 

- Уважайте труд вашего ребенка. И не прерывайте его без необходимости. 

- Откажитесь от морали и нотаций, постарайтесь найти объективный повод для похвалы. 

Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, вы всегда можете обратиться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

 

 

 

 

Памятка родителям «Как делать уроки с первоклассником»

 

Помогите первокласснику достать из портфеля необходимые учебники и тетради. Сложите их на левый угол стола. По мере выполнения заданий перекладывайте их на правый. Заранее откройте учебник и тетрадь: продолжить любую работу всегда легче, чем начать ее. 

В назначенный час попросите ребенка вспомнить, что задано на дом. Он должен знать, что его это тоже касается, даже если у вас все записано. Если хотя частично ребенок вспомнил, обязательно похвалите его. Если не получается написание букв или цифр, поможет простой прием. Поиграйте в школу, где учителем будет ваш ребенок, а вы учеником. 

Он должен "научить" вас писать: вы же давно окончили школу и кое-что уже "забыли". Нужно, чтобы ребенок писал в воздухе пальцем, проговаривал свои действия: вверх, закругляем, вниз, закругляем, палочка вниз, хвостик - вот письменная буква "а". После этого пусть пишет буквы в тетради. Но уже молча, потому что малыши во время письма задерживают дыхание и говорить не могут. 

Очень полезно лепить буквы и цифры из пластилина и опознавать их на ощупь, и писать пальцем на подносе с крупой. Если ребёнок быстро устает, нет смысла настаивать. Объявите короткий перерыв, дайте задание попрыгать (например, 10 раз) или проползти под стулом. Количество упражнений нужно строго ограничить, иначе вы потеряете контроль над ситуацией и не сможете снова усадить малыша за уроки. 

Если трудно дается чтение, нужно прикрепить в самых разных местах дома листочки с буквами и слогами, написанными разным шрифтом, повернутые боком и "вверх ногами". Это поможет ребенку научиться опознавать буквы в любом положении и выработает автоматизм при чтении. 

Если он "все равно не хочет", надо принципиально изменить подход. "Помоги мне, пожалуйста. Я что-то никак не могу прочитать…", "У меня испортился почерк. Напомни, пожалуйста, как красиво писать букву…" Перед этим не устоит ни один ребенок. И почаще хвалите! Даже за самое маленькое достижение, но не перехваливайте во всем важна мера! 

Беседуйте с ребенком: 

  1. Не теряй времени на уроке! Если ты максимально будешь слушать учителя (учиться!) во время урока, тебе дома останется только повторять! 
  2. Делай, как должно, и будь, что будет! Поясняйте первокласснику, что если он бежал кросс и выложился на дистанции до конца, но пришел последним, мама будет все равно этому рада, и будет им гордиться (то же и в отношении оценок!), а вот, если он "филонил" и потому пришел последним к финишу - это родителей очень огорчит! 
  3. Не говори что ты что-то не умеешь. Все дети идут в школу, чтобы на-у-чить-ся! Оценки сами по себе ни чего не стоят, стоят твои знания. Работа - а учеба это его работа! - никому не дается легко и сразу. 
  4. Учите ребенка школьному этикету! Разговаривайте со своим ребенком об общепринятых нормах поведения, учите вежливости, доброму отношению к окружающему миру! Учите ребенка нормам общения со сверстниками, проявлять уважение к старшим. Учите ребенка приемам самонаблюдения(Ты живёшь и делаешь всё, как обычно, и в то же время наблюдаешь за собой глазами другого человека), самооценки(Надо не только следить за собой, но давать честную, без всяких скидок оценку),изучению мнения других (Как бы честно ты ни старался оценить себя, всегда есть опасность ошибиться многое гораздо лучше видно со стороны. Поэтому очень важно знать, что думают о тебе другие). 

 

 

 

Как относиться к отметкам ребёнка

 

  • Не ругайте своего ребёнка за плохую отметку. Ему очень хочется в ваших глазах быть хорошим. Если быть хорошим не получается, ребёнок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим. 
  • Сочувствуйте своему ребёнку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда. 
  • Не заставляйте своего ребёнка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. 
  • Не учите своего ребёнка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде положительной отметки. 
  • Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребёнку оценки вслух. 
  • Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. 
  • Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. 
  • Поддерживайте ребёнка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью. 
  • Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как и плохое, запоминается ребёнком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой. 

Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребёнку 

 

 

 

Как помогать ребёнку в приготовлении домашних заданий

 

  • Посидите со своим ребёнком на первых порах выполнения домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависят его будущие школьные успехи. 
  • У вашего ребёнка не сформирована привычка делать уроки, формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках без криков, будьте терпеливы. 
  • Оформите рабочее место ребёнка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков. 
  • Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке. 
  • Объясните ребёнку главное правило учебной работы – учебные принадлежности должны всегда находиться на своём месте. Постарайтесь привести в пример своё рабочее место. 
  • Если ребёнок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребёнка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, ещё не начав это задание выполнять. 
  • Если ребёнок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным. 
  • Учите вашего ребёнка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребёнок отвлекается, спокойно напомните ему о времени, отведённом на выполнение уроков. 
  • Если ребёнок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей. 
  • Не заставляйте своего ребёнка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвёт ваш авторитет и его интерес к школе и учению. 
  • Старайтесь, как можно раньше приучить ребёнка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости. 
  • Каждый раз, когда вам хочется отругать вашего ребёнка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребёнок через много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки. 
  • Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания, с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье. 

В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье – с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!

 

 

 

 

Хотите, чтобы Ваш ребёнок ходил в школу с удовольствием?

 

  1. Не говорите о школе плохо, не критикуйте учителей в присутствии детей. 
  2. Не спешите обвинять учителя в отсутствии индивидуального подхода, задумайтесь над линией собственного поведения. 
  3. Вспомните, сколько раз вы сидели с ребёнком и наблюдали за его работой над уроками. Были ли случаи, когда вы заметили у ребёнка неправильные приёмы работы и показали ему правильные? 
  4. В случае конфликтной ситуации в школе постарайтесь устранить её, не обсуждая все подробности с ребёнком. 
  5. Следите, чтобы Ваш ребёнок вовремя ложился спать. Невыспавшийся ребёнок на уроке – грустное зрелище. 
  6. Пусть ребёнок видит, что вы интересуетесь его заданиями, книгами, которые он приносит из школы.
  7. Читайте сами, пусть ребёнок видит, что свободное время Вы проводите за книгами, а не только у телевизора. 
  8. Учите ребёнка выражать свои мысли письменно: обменивайтесь с ним записками, пишите вместе письма. Если ребёнок рассказывает вам о событии, которое произвело на него впечатление, то предложите ему записать этот рассказ, а вечером прочитать всем членам семьи. 
  9. Принимайте участие в жизни класса и школы. Ребёнку будет приятно, если его школа станет частью Вашей жизни. 

В школе Ваш ребёнок может столкнуться с критическим отношением к себе. Помогите ему не утратить веры в себя.

 

 

 

 

Как поощрять ребёнка в семье

 

  • Как можно чаще одобрительно улыбайтесь своему ребёнку: и когда он моет посуду, и когда делает уроки, и когда играет со своими игрушками. 
  • Поощряйте своего ребёнка жестами: ему будет всегда тепло и уютно, если мама коснётся его головы во время приготовления уроков, а папа одобрительно обнимет и пожмёт руку. 
  • Словесно выражайте одобрение пусть самым маленьким успехам своего ребёнка, его поведением. 
  • Используйте чаще выражение: «ты прав», «мы согласны с твоим мнением» - это формирует в ребёнке самоуважение, развивает самоанализ и критичность мышления. 
  • Дарите своему ребёнку подарки, но при этом учите его принимать подарки. 
  • Формируйте в своей семье традиции и ритуалы поощрения ребёнка: день рождения, Новый год, конец учебного года, 1 сентября, удачное выступление, сюрпризы, поздравления и т.д. 
  • Учите своего ребёнка быть благодарным за любые знаки внимания, проявленные к нему, независимо от суммы денег, затраченных на подарок. 
  • Дарите подарки своему ребёнку не только с учётом его желаний, но и с учётом возможностей своей семьи. 
  • Для поощрения своего ребёнка используйте не только подарки материального плана, но и моральные поощрения, придуманные вами, которые впоследствии станут реликвией в архиве семьи вашего ребёнка: грамоты собственного изготовления, стихи, газеты и дружественные шаржи и т.д. 
  • Если вы хотите использовать в качестве поощрения деньги, используйте эту возможность для того, чтобы ребёнок учился ими распоряжаться разумно. 
  • Если ребёнок поощряется деньгами, вы должны знать, каким образом он ими распорядился и обсудить это с ним. 
  • Позволяйте своему ребёнку иметь карманные деньги, но не оставляйте их расходование без анализа самим ребёнком и вами. 
  • Если вашему ребёнку дарят подарки, никогда не анализируйте с ним их стоимость и ценность. Это может привести к серьёзным нравственным проблемам. 
  • Учите своего ребёнка понимать и ценить поощрения своих родителей. 

Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок! 

Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!

 

 

 

 

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса у детей

 

  • Прививайте ребёнку интерес к чтению с раннего детства. 
  • Покупайте книги, выбирайте книги яркие по оформлению и интересные по содержанию. 
  • Систематически читайте ребёнку. Это сформирует у него привычку ежедневного общения с книгой. 
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи. 
  • Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной книги. 
  • Если вы читаете ребёнку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде. 
  • Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил ранее прочитанный текст. 
  • Рекомендуйте своему ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления. 
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам. 
  • Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте его личную библиотеку. 
  • Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи. 

Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

 

 

 

 

Причины детской неуправляемости

 

Причина первая – борьба за внимание родителей.

Непослушание – это тоже возможность привлечь к себе внимание, заявить о себе, если о тебе забыли взрослые. Внимание необходимо любому человеку для эмоционального благополучия, а тем более – ребёнку. 

Причина вторая – борьба за самоутверждение.

Ребёнок объявляет войну различным указаниям, замечаниям и опасениям взрослых. Он ждёт доверия к себе. Он хочет решать сам, это заложено в его природе – нельзя прожить жизнь на опыте старших. 

Причина третья – жажда мщения окружающему миру, взрослым.

Ребёнок мстит за: 

- неверие в его способности и возможности. Это относится и к педагогам в том числе: «Ты не мог решить эту задачу! Ты списал!» 

- сравнение не в его пользу со старшими или младшими братьями и сёстрами; 

- за унижение друг друга в кругу семьи; 

- за потерю одного из родителей в результате развода; 

- за появление в доме нового члена семьи, который становится более значимым, чем сам ребёнок; 

- за несправедливость по отношению к себе и невыполненные взрослыми обещания; 

- за родительскую ложь и хамелеонство; 

- за чрезмерное проявление взрослыми любви друг к другу. 

Причина четвёртая – неверие в свой успех. 

Причинами неверия в собственный успех могут стать: низкие школьные результаты вне зависимости от приложенных ребёнком усилий, низкая самооценка, поощряемая педагогами и семьёй, плохие взаимоотношения в классе со сверстниками, откровенная изоляция ребёнка, отсутствие возможности проявить себя, свои способности, умения.

 

 

 

 

В родительский дневник

 

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которо¬го значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, в одной из своих книг опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к самостоятельной жизни среди своих одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку, и, с их по¬мощью, готовить ребенка к взрослой жизни. 

- Не отнимай чужого, но и свое не отдавай. 

- Попросили - дай, пытаются отнять - старайся защищаться. 

- Не дерись без причины. 

- Зовут играть - иди, не зовут - спроси разрешения играть вместе, это не стыдно. 

- Играй честно, не подводи своих товарищей. 

- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у кого ничего не проси.

- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность. 

- Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за от¬меток не спорь и на учителя за отметки не обижайся. Ста¬райся все делать вовремя и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут. 

- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого. 

- Старайся быть аккуратным. 

- Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем домой. 

- Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты - неповто¬римый для самого себя, родителей, учителей, друзей! 

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видном месте. Жела¬тельно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие пра¬вила у него получается выполнять, а какие - нет и почему.

 

 

 

 

В родительский дневник

 

С языка некоторых родителей не сходят слова: «Я что сказал?», «Делай, что тебе говорят» и т.д. Это не просто слова. Это – метод воспитания. Родители считают, что их дело приказывать, а ребёнку нужно только повиноваться. 

Но они забывают или совсем не думают о том, что свободная личность не может сформироваться в семейном рабстве. 

Проявляя свою родительскую власть, они не думают о том, что в их силе их слабость: убедить своего ребёнка, быть доказательным гораздо труднее, чем навязать ему свою волю и заставить его подчиниться родителям. 

Насилие и принуждение в воспитании приносят только вред. Внешне подчинившись приказу, ребёнок остаётся при своём мнении, а к указаниям родителей относится тем более неприязненно, чем более откровенно родители насаждают свои указания, своё мнение. 

Так в отношения детей и родителей приходит отчуждённость. 

Насилие и принуждение в воспитании сказываются и на характере ребёнка. Он становится неискренним, лживым, прячет своё истинное лицо до определённого времени под маской, которую он себе выбрал, привыкает кривить душой. 

Это приводит к тому, что он перестаёт быть живым и жизнерадостным, он прячет от всех тайну своего существования в родном доме, становится угрюмым и скрытным, уходит от общения со сверстниками, сторонится общения с учителем, боясь сказать что-нибудь не так. 

Главный метод воспитания – это убеждение. А для этого говорите со своим ребёнком, общайтесь с ним, ищите примеры положительного подтверждения ваших мыслей, будьте тактичны, убеждая его. Только в таком случае ваши мысли станут его мыслями, ваши стремления станут его стремлениями.